В вашей корзине товаров: 0, сумма: 0 р. Открыть корзину

Диспетчеризация лифтов: требования и особенности

Диспетчеризация лифтов: требования и особенности

Современная система диспетчеризации осуществляет постоянный удаленный контроль состояния лифта, анализирует энергопотребление, трафик, предотвращает возникновение непредвиденных (аварийных) ситуаций, однако так было не всегда.

Статья содержит: 


Первые попытки диспетчеризации лифтов в СССР относятся к 1940 году, когда Г. И. Строганов применил систему автоматической сигнализации, позволяющую значительно снизить эксплуатационные затраты, благодаря уменьшению количества лифтеров. После войны трест «Лифтремонт» разработал трехсигнальную диспетчерскую систему, способную контролировать работу группы из тридцати-сорока подъемников. В 1969 заработала «ОДС-320», главной задачей которой было наблюдение за инженерным оборудованием, осуществление дистанционного управления. Объединенная диспетчерская система помогла уменьшить период простоя лифтового оборудования и ускорить исправление поломок, после чего Правительство Москвы решило массово внедрить ОДС в городские жилищно-коммунальные службы.

Программное обеспечение устанавливаемое сегодня дает возможность проводить анализ важных параметров в автоматическом режиме, выводя необходимую информацию на мониторы работников диспетчерской службы.

Диспетчерский контроль

Диспетчерский контрольСистема диспетчеризации проводит мониторинг работоспособности электродвигателей, оборудования связи/наблюдения, остальных механизмов. Полученные данные помогают анализировать процесс эксплуатации, вести информационную базу данных о функционировании лифтового оборудования, разрабатывать графики технического обслуживания грузоподъемного аппарата. 

Система диспетчерского контроля включает технические средства, которые дистанционно следят за работой лифтов, позволяют осуществлять прямое соединение пассажира с диспетчерским пунктом. Данная система состоит из пульта устройства диспетчерского контроля, канала связи, блока диспетчеризации. Работает это следующим образом: блок диспетчеризации передает сигнал по каналам связи о поломке на пульт, диспетчер принимает соответствующее сообщение.

Нормально функционирующая система обеспечивает получение информации от подъемного аппарата о следующем:

  • срабатывании цепей безопасности;
  • открытии портала дверей машинного помещения;
  • вызове диспетчера из кабины подъемника;
  • несанкционированном открытии дверного проема шахты.

Диспетчерская связь

При возникновении внештатной ситуации, пассажир, удерживая несколько секунд кнопку вызова диспетчера, отправляет соответствующий запрос на диспетчерский пульт, система распознает сигнал, обеспечивая двухстороннее соединение с оператором. Связаться с диспетчером можно по номеру телефона, указанному внутри лифтовой кабины и на первом этаже здания. Получивший вызов сотрудник помогает пассажиру максимально оперативно покинуть неработающий подъемник, отправляет запрос специальной службе на ремонтное обслуживание подъемного оборудования.

Диспетчерское обслуживание

Диспетчерское обслуживаниеРегулярный осмотр оборудования входит в диспетчерское обслуживание. Выполнением данной задачи занимается лифтер, электромеханик. В ходе проверки специалист проверяет следующие компоненты:

  • функционирование сигнализации, кнопок вызова;
  • связь с диспетчером;
  • работоспособность дверей шахты, кабины;
  • наличие специальных информационных стендов;
  • освещенность внутри лифта.

При обнаружении неисправностей, приобретаются соответствующие запчасти для лифта и электромеханик производит необходимый ремонт.

Правовая база

Правовая базаУказывающий общие технические требования, предъявляемые к диспетчерскому контролю ГОСТ 34441 2018 регламентирует работу лифтов, осуществляющих транспортировку пассажиров/грузов. Он включает требования к информации, передаваемой в диспетчерскую службу устройством, обеспечивающим диспетчерский контроль и требования к переговорной двухсторонней связи.

Кроме этого, устройство диспетчерского контроля обязано соответствовать нормативным документам представленным в таблице ниже.

ГОСТ IEC 60950-1-2014 Устанавливает общие требования безопасности электрооборудования.

ГОСТ 33984.1–2016

Описывает общие требования безопасности к грузовым/пассажирским подъемным машинам.

СП 134.13330.2012

Сообщает основные положения проектирования системы электросвязи зданий.
Постановлении Правительства РФ №743 от 24.06.2017 Сообщает, что контроль работы лифта, перевозящего инвалидов, обязан осуществляться с помощью диспетчерского пульта либо специального постоянного надзора со стороны высококвалифицированного персонала, находящегося на объекте.
ТР ТС 011/2011 Указывает требования к безопасности лифта, предусматривающие возможность снятия сигналов с цепи передач о срабатывании цепи безопасности, несанкционированном открытии дверного проема шахты и крышки (двери) устройства, обеспечивающего управление подъемником без машинного помещения.

Автор статьи: ЛифтКомплект