Как устроен лифт и как его обслуживать
Лифт – известное с XVII века устройство, заметно облегчающее жизнь жителям многоэтажек и посетителям крупных торговых или бизнес-центров. Но вопрос, как устроен лифт, зачастую все же задается. Все очень просто, давайте разбираться.
Устройство лифта
Независимо от создателя и установщика кабины принцип всегда сохраняется. Есть несколько основных блоков, без которых лифт работать не станет:
- Собственно, кабина.
- Шахта лифта с направляющими для кабины и противовеса.
- Противовес весом в наполовину загруженный лифт.
- Станция управления: шкив, лебёдка с мотором, ограничитель скорости и т. д.
- Лифтовые тормоза.
- Порталы лифта – двери в шахту.
- Вызывные панели.
Лифт может функционировать благодаря древнейшей блочной системе. Трос, на котором держатся и кабина, и противовес, перекинут через шкив и лебедку с мотором, поднимающим и опускающим их. Противовес, даже несмотря на наличие моторчика, играет важную роль – без него пришлось бы устанавливать куда более мощные системы, что негативно скажется на стоимости.
С вызывной панели на станцию управления подаются сигналы, позволяющие определить, до какого уровня необходимо поднять или опустить кабину. После остановки лифта двери портала и кабины открываются синхронно. Кстати, не стоит путать лифт и подъемник: у последнего только одни двери – в шахте.
В случае обрыва троса (что маловероятно) кабина лифта не падает. Этому препятствуют «лифтовые ловители», которые управляются при помощи отдельного троса.
Как сохранить лифт безопасным?
Сегодня безопасностью кабины управляет несколько десятков систем – электронных и механических. Ловитель – это лишь одна из них, есть и другие. Это позволяет предотвратить катастрофу в случае непредвиденной ситуации.
Естественно, для работоспособности подъемного механизма и всех узлов необходимо вовремя их обслуживать. Это позволит сохранять лифт в подобающем состоянии: то есть минимизировать риск, что что-то случится с тросом, мотором или даже кабиной.
Для этого периодически приходится закупать запчасти для лифта, цена которых варьируется от производителя к производителю. Как правило, для ремонта подъемного механизма можно использовать только те запчасти, которые были произведены создателем этого механизма. Основных фирм, занимающихся сборкой лифтов, несколько:
В домах чаще всего устанавливались лифты российских компаний. Торговые и бизнес-центры предпочитают иностранных производителей. Но компания-создатель практически не влияет на частоту техобслуживания и своевременный ремонт механизма.